Деятельность педагога социального

Алгоритм работы при признании детей находящимися в социально опасном положении, реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки

развернуть

Алгоритм работы

при признании детей находящимися в социально опасном положении,

реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки

 

 

 

Учреждения образования выявляют неблагоприятную для детей обстановку:

  • при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне ОСО;
  • в ходе изучения особенностей семейного воспитания;
  • при анализе участия родителей в образовательном процессе;
  • при анализе обращений граждан.

 

Организации здравоохранения выявляют неблагоприятную  обстановку:

  • при проведении патронажа к несовершеннолетним;
  • при посещении несовершеннолетними и их законными представителями УЗ;
  • при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям;
  • при выездах скорой медицинской помощи;
  • при медицинском наблюдении женщин во время беременности, родов и в послеродовом периоде.

 

УТЗиСЗ, ТЦСОН выявляют неблагоприятную для детей обстановку:

  • при оказании социальных услуг;
  • при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи;
  • при оказании гуманитарной и других видов помощи;
  • в ходе обследования материально-бытового положения граждан (семей);
  • при обращении семей, воспитывающих детей.

 

Органы внутренних дел выявляют неблагоприятную для детей обстановку:

  • при совершении противоправных действий гражданами;
  • при проведении с несовершеннолетними ИПР;
  • при посещении по месту жительства лиц, состоящих на ПУ;
  • при рассмотрении сообщений граждан о необеспечении законными представителями несовершеннолетних прав и законных интересов детей.

 

РОЧС:

  • при проведении пожарно-профилактической работы;

 

Организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги:

  • при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей.

 

 

Выявление детей, находящихся в СОП:

 

Орган, выявивший семейное неблагополучие

незамедлительно информирует отдел образования

Информация о семейном неблагополучии, направляемая в ООСиТ должна содержать: фамилию имя, отчество  ребенка, дату рожденияадрес проживания, сведения о его законных представителях, выявленные критерии и показатели ситуации неблагополучия, в которой оказался несовершеннолетний, дату и источник выявления.

 

Отдел образования в течение 1 дня информирует учреждение образования

 

Руководителем учреждения образования в течение 1 рабочего дня издается приказ, которым определяется персональный состав комиссии по проведению социального расследования, срок его проведения (не более 15 рабочих  дней), порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (СПЦ) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Не позднее 3 рабочих дней комиссией проводится обследование условий жизни и воспитания ребенка в присутствии законных представителей. Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, где указывается о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных положением.

Проводится социальное расследование

Готовится обобщенная информация  по результатам социального расследования.

Формируются предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

 

Совет профилактики

рассматривает

акт обследования условий жизни и воспитания ребенка,

обобщенную информацию по результатам социального расследования

принимает решение:

 

1. Обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении

2.Рекомендовать родителям в течение 3-х рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации

 

В течение 1 рабочего дня выписка из решения СП направляется в учреждение, организацию для оказания социальных услуг.

В случае, если родители не обратились за оказанием социальных услуг в установленные сроки, принимать решение совета профилактики 1

В течение 3-х рабочих дней в координационный совет (секретарю координационного совета  в СПЦ) направляются:

- выписка из решения СП;

- акт обследования условий жизни и воспитания ребенка;

- обобщенная информация по результатам социального расследования;

- предложения о мероприятиях.

 

(секретарь координационного совета на основании анализа материалов в течение

5 рабочих дней готовит проект решения,

уведомляет родителей о дате и времени проведения заседания,

оповещает членов координационного совета не менее, чем за 5 дней до заседания

Координационный совет:

принимает решение в присутствии родителей:

 

 

Признать ребенка находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами

Рекомендовать родителям в течение 3-х рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации

 

Решение о признании ребенка находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение 3-х рабочих дней направляется родителям, государственным органам, организациям

 

Государственные органы и организации, ответственные за реализацию мероприятий, в сроки, указанные в решении, предоставляют секретарю анализ их выполнения и предложения по дополнению, изменению сроков и ответственных

 

Секретарь в течение 5 рабочих дней, обобщает предложения, готовит проект решения.

Координационный совет

рассматривает исполнение решения о признании ребенка

находящимся в социально опасном положении 1 раз в квартал.

По итогам анализа принимает решение:

- о внесении изменений и (или) дополнений в мероприятия;

- о направлении в КДН ходатайства о признании ребенка нуждающимся

в государственной защите (определяет государственный орган или организацию, уполномоченный обратиться в КДН с ходатайством);

- о прекращении исполнения решения

 

Государственные органы и организации в течение 1 рабочего дня информируют секретаря о необходимости принятия решения о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении  в  случае:

- переезда семьи на новое место жительство;

- устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

- достижения ребенком возраста восемнадцати лет;

- избрания для ребенка меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы;

- в случае смерти ребенка,  а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

 

При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр)  информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка находящимся в социально опасном положении и мероприятия

Секретарь уведомляет отдел образования.

 

 

Отдел образования направляет сообщение в учреждение образования или в СПЦ

 

Работа в учреждении образования по месту проживания (нахождения) ребенка организуется в соответствии с Главой 4 Положения (Проведение социального расследования)

свернуть

Профилактика аутоагрессивного поведения

развернуть

Аутоагрессия: что это такое в психологии?

 

Понятие аутоагрессия охватывает все ситуации, при которых человек осмысленно наносит вред себе или совершает опасные для своей жизни и здоровья действия. Обычно это способ справиться с тяжелыми эмоциями или ощущением крайней формы страдания. Аутоагрессию описывают, как внутренний крик.

Спектр аутоагрессивных действий очень широк: от самоунижения, причинения себе сиюминутной боли (селфхарм) до саморазрушающей деятельности, которая может иметь отдаленный негативный прогноз. Алкоголизм, злоупотребление лекарствами, ожирение, пренебрежение безопасностью, занятие опасными видами спорта, сексуальные девиации относят к аутоагрессии, если поведение вызвано сознательными или бессознательными мотивами навредить себе. Если вы заметили шрамы от порезов или другие следы выражения аутоагрессии у ребенка, учтите, что это ни в коем случае не попытка самоубийства, не всегда способ привлечь внимание или крик о помощи.   

Для большинства подростков это попытка убрать тяжелые мысли, грусть или стресс.

Аутоагрессия — это серьезная проблема. Она реальна. Она не пройдет, если приказать ребенку. Если повести себя опрометчиво (враждебно или безразлично), ситуация может ухудшиться. Хорошая идея: постараться убедить ребенка, что можно пережить тяжелое (для него) время без самоповреждения. Ему не всегда будет настолько же невыносимо, как сейчас. Полное восстановление при аутоагрессивном поведении возможно. Иногда для этого достаточно доверительных отношений и помощи в домашних условиях. Но некоторые ситуации сложно решить без врача, а именно: психотерапии или медикаментозной терапии.

Причины аутоагрессии:

            Самоповреждение, как следствие аутоагрессии, дети практикуют, чтобы сбросить груз невыносимых эмоциональных страданий, тревожных мыслей, депрессивных расстройств или реализовать возникшие психические патологии, причиняя вред своему телу. Это облегчает душевные метания, но на очень короткое время. Реальные причины психоэмоциональной подавленности не исчезают, поэтому, как при наркомании и алкоголизме, за перерывом следует рецидив. Кроме того, у подростка может возникнуть чувство вины и стыда — составляющие порочного круга аутоагрессии.

Аутоагрессия у подростков чаще выражается совершением множественных порезов, реже — ожогов на запястьях, предплечье, животе, ногах, в тех местах, где легче это скрыть.

 

Все действо целиком: закрыться в своей комнате или в ванной, достать лезвие или нож, нанести повязку, скрыть следы своего занятия — способ вытеснить сильное негативное чувство, уменьшить его или наказать себя, испытав облегчение от собственной боли. Таким способом подростки осознанно или неосознанно пытаются сказать что-то миру, своим родным. Их вовремя невыявленные и невыраженные чувства: беспокойство, страх, гнев оборачиваются против них. Феномен аутоагрессии: когда ребенок злится, нервничает, огорчен или подавлен, хочет еще больше навредить себе. Даже если ваш маленький ребенок бьется головой об стену, возможно, это не капризы. Это глубокая неудовлетворенность жизнью, печаль, горе, страх, даже агрессия, выраженная в таком необычном свете, направленная на себя, на свое тело и личность.

 Аутоагрессия — это сигнал для родителей о том, что им пора вмешаться. Некоторые дети находятся в группе риска и наносят себе вред чаще, чем другие. Это связано с событиями их жизни, местом постоянного пребывания, обстановкой в школе (на работе), в семье, у друзей. Аутоагрессия возникает при нарушениях психической стабильности у детей: тревога, депрессия, фрустрация, ненависть к себе, расстройства приема пищи.

 

 

 

Симптомы аутоагресии:

 

            Даже при близком общении не всегда можно с уверенностью сказать: «этот человек может специально нанести себе вред».

Признаки, по которым можно предположить аутоагрессию:

-депрессивное настроение (плохое настроение, плаксивость, трудный поиск мотивации);

- необоснованная смена настроения (например, человек более подавлен или агрессивен, чем обычно);

-изменение пищевых привычек, графика сна; рискованное поведение (высокие дозы психоактивных веществ, незащищенные половые контакты);

-признаки низкой самооценки (подросток обвиняет во всем плохом себя, утверждает, что физически, психологически или интеллектуально не дорос до нормы или идеала);

- ушибы, порезы, шрамы, происхождение которых трудно объяснить; отсутствие энергии.

Стоит заподозрить психологические проблемы, в том числе аутоагрессию, если ребенок:

-изолировал сам себя от общества,

- не интересуется повседневными мелочами;

-заводит разговор о селф-харме или суициде;

-начал принимать или злоупотребляет алкоголем, наркотиками;

-говорит о неудачах, что потерял надежду, рассуждает о своей бесполезности;

- носит одежду с длинными рукавами и брюки все время, даже в жаркую погоду; -ведет себя тише, чем обычно, старается быть незаметным, не попадаться на глаза.

  

Коррекция аутоагрессии: как помочь подростку?

При виде множества проколов, порезов, ожогов или процесса самоповреждения друзья и родные могут испытывать шок, оскорбление, чувство вины, страх за жизнь ребенка, отвращение. Придется остыть, подавить негативные эмоции, вспомнив, почему вам дорог этот человек, затем начать диалог.

- Не ставьте ультиматумов и не осуждайте ребенка вслух. Ваша первостепенная задача: объяснить ребенку, почему так делать нельзя, почему наносить себе раны, царапины, ожоги не следует, даже если точно такие же травмы он чувствует в душе. Допустим, сын начал набивать удары об стену, да так, что на костяшках остаются ссадины, травмируются суставы кисти, а рука распухает и синеет. И дело не в отсутствии боксерской груши. Возможно, сын считает, что это круто, мужественно, а может быть он так вымещает злость или разочарование.

-Избегайте нудных расспросов. Для начала объясните ему, чем это грозит: артрит, артроз, частичная обездвиженность пальцев из-за повреждения суставной сумки, нагноение.

-Не говорите, что это отвратительно, просто докажите, что это вредно (можно показать фото или примеры знакомых). С порезами ситуация не меняется: эстетика (шрамы), инфекция.

- Предложите ребенку другое занятие и возможность обратиться к вам за помощью в любой момент, когда он снова будет на грани, чтобы порезать или побить себя. Когда вы уговорите ребенка сделать паузу в самоповреждении (лучший вариант), выясняйте причину аутоагрессии.

-Подумайте вместе с ребенком, сможете ли вы справиться самостоятельно или нужна помощь психолога. Никто не хочет понапрасну травмировать себя.

- Ваша задача доказать, что это бессмысленно, существуют другие способы справиться с эмоциями или, если потребуется, помочь избавиться от зависимости. Не бойтесь спросить, почему ребенок решил наносить себе увечья, а не выговориться, пожаловаться на проблему или сделать что-то еще.

- Узнайте, как можно помочь ему.

- Если личный разговор не клеится, предложите начать диалог в письменной форме.

 

Что делать, если вы заметили, что ребенок вредит самому себе?

Допустим, вы увидели порезы на руках и очень озаботились или заинтересовались. Будет нормально и безболезненно для подростка, если вы: спросите: «все ли в порядке?»; поинтересуетесь: «нужна ли моя помощь, все ли хорошо дома/в школе/на работе, что именно я могу сделать, чтобы тебе стало лучше?»; просто скажите: «я хочу, чтобы ты знал, что бы ни случилось, я всегда буду с тобой/на твоей стороне, ты можешь со мной поделиться, тогда мы вместе решим проблему». Есть табу. Если вы их нарушите, потеряете психологическую связь и шанс на доверие ребенка, который уже навредил себе.

Эти вещи нельзя делать:

-Показывать пальцем на шрамы, еще хуже, если сделаете это в компании знакомых людей.

-Устраивать истерику, будто случилась трагедия века. У ребенка уже произошла трагедия, даже если его проблема кажется вам надуманной. Ваша цель: выяснить, что произошло и постараться помочь.

- Сказать: «какой ужас, что это у тебя?», «что за фигню ты творишь?»

-Поднимать рукав, рубашку, еще больше обнажая шрамы.

- Подходить ближе, чтобы рассмотреть шрамы или ожоги лучше, выказывая пренебрежение. Даже если вам очень любопытно, что происходит с вашим другом, не стоит досаждать ему, раздувая тему самоповреждения. Таким поведением вы легко потеряете хорошие отношения. Исключение: слишком глубокие повреждения или воспаление.

 -Лучшее решение в этой ситуации — рассказать старшим (желательно, родителям друга или одноклассника), продезинфицировать рану или отвезти ребенка в больницу.

 

Как избавиться от аутоагресии?

Используйте отработанные на практике способы, чтобы избавиться от аутоагрессии, не обращаясь к психологу:

-Попробуйте выразить свое состояние художественными методами. Не обязательно рисовать картину. Составьте стихотворение или напишите/напойте песню. Любое увлечение намного лучше, чем уродовать свое тело. Если есть то, что может вас отвлечь, ищите компромиссы с родителями, при надобности объясните все как есть.

- Чтобы уменьшить груз негатива внутри, многим помогает написать несколько слов в дневник. Можно воспользоваться сервисом для ведения личных дневников в электронном виде, но лучше простая бумага. Нет надобности писать научный трактат или роман. Просто пишите, что думаете (никто кроме вас не должен читать). При очередном приступе можете просмотреть предыдущие записи. Это поможет взглянуть на себя, свои проблемы и мысли со стороны, а заодно отвлечься.

-Взять листок бумаги, вылить на него весь негатив в письменной форме, а затем порвать и сжечь. Попробуйте хотя бы раз.

-Слушайте музыку, которая заставляет вас отвлечься. Кому-то помогает тяжелый рок, металл.

-Если мысль сделать порезы на коже или другим способом травмировать себя пришла к вам во время уроков или на работе, не спешите бежать в туалет, чтобы сделать задуманное. Так вы проиграете себе. Возьмите листок бумаги и попробуйте чертить, черкать на нем красной ручкой/красками/маркером. Можно применять силу. Если с помощью самоповреждения вы справляетесь с чувством обеспокоенности и тревоги, замените это действие на что-то полезное:

- Примите душ, сделайте косметические процедуры, на которые раньше не было времени.

-Посидите с чужим ребенком. Вряд ли вы захотите объяснять наивному малышу, что случилось с вашими руками. Кстати, подработка няней для подростков хорошо оплачивается.

-Поиграйте со своим питомцем, помогите бездомной собаке, придите в приют для животных (найти подходящее место можно по объявлению из соцсети, например). Просто заставьте себя прийти туда, вам вряд ли захочется резать себе руки. Кстати, помогать можно не только животным, но и людям.

-Посмотрите фильм ужасов/триллер/экшен/мелодраму, завернувшись в теплый плед. Можно позвать друзей, желательно, чтобы они не разделяли вашего увлечения селф-хармом.

- Сходите в салон на массаж или сделайте химический пилинг. После последнего вы, скорее всего, испытаете слабую физическую боль, но с пользой для тела.

- Сделайте «коробку от депрессии». Открывайте ее, когда чувствуете себя ужасно, приближается приступ аутоагрессии. Положите в коробку любимую настольную игру, книгу, фото, диски с фильмами, музыкой. Можно составить список вещей, которые, как вы думаете, помогут успокоиться.

Детям, которые мучаются от эмоционального отупения, внутренней заторможенности, да еще никчемности и бесполезности, иногда сложнее всего. В такой ситуации действуйте решительно, но без жертв. Попробуйте:

- Позвонить подруге или другу, с которыми вам просто общаться. Не обязательно рассказывать о планах затушить об себя пару сигарет. Просто поговорите на темы, интересные вам обоим.

- Окунитесь в ледяную ванну и пробудьте там 10 секунд. Вы убедитесь, что ощущение реальности можно получить без шрамов.

- Положите лед на место, которое намерены травмировать.

-Съешьте лимон.

-Займитесь спортом, который вызывает выброс адреналина.

 Ребенок может биться о предметы, бить, царапать себя, вовлекая взрослых или других детей, вымещая таким образом злость и агрессию. В этом случае нужно перенаправить энергию:

- физические упражнения: бег, прыжки, танцы, плаванье, борьба или подвижная игра до упаду (если у ребенка хватит сил и решимости, заинтересованности).

- Разорвать, побить, покусать не очень ценную вещь, например, подушку.

- Надуть очень много шариков (немного утомиться), лопнуть их (окончательно устать и забыть об аутоагрессии).

- Можно привязать шарики к рукам или ногам друг друга, пытаться лопнуть чужие воздушные шарики, а свои спасти.

-Взять тесто или пластилин, вытягивать или сжимать материал, чтобы снять напряжение.

-Рвать и жечь бумагу, старые вещи, особенно ассоциирующиеся с эмоциональным страданием.

-Кричать дома, в машине или на природе, можно прикрыть рот подушкой или полотенцем.

-Сделать несколько дыхательных упражнений, расслабиться или медитировать под любимую музыку.

- Маленького ребенка можно отвлечь, поиграв на барабанах. В качестве музыкальных инструментов можно использовать посуду или детские игрушки. Но у многих подростков аутоагрессивные действия перерастают в зависимость.

- Попробовать справиться с ней можно хитростью: Нарисовать красные полосы там, где ребенок хотел их вырезать. Провести по коже льдом или другим нетравмирующим раздражителем. Носить силиконовый браслет, чтобы во время приступа аутоагрессии отвлечься, перекручивая его.

  

Профилактика аутоагрессии

            Защитить человека от саморазрушающих намерений или предупредить новые приступы могут окружающие. Родители и другие родственники должны проявить максимум внимания в первую очередь к своему поведению и не упустить первые признаки замкнутости, страха или презрения к самому себе у ребенка.

- Сохраняйте вербальный контакт. Подростки часто пытаются эмоционально отгородиться от родителей. Не позволяйте им почувствовать себя одинокими.

- Необходимо ежедневно задавать вопросы о важных для ребенка вещах, при этом уважая личное пространство собеседника и его мнение.

-Никогда не начинайте беседу с обвинений.

-Задавайте вопросы, проявите свою заинтересованность в жизни чада, но не допускайте высказываний, которые не хотели бы услышать в свой адрес.

-Поделитесь своим опытом или видением ситуации, когда убедитесь, что расположили к себе собеседника, он готов понять вашу позицию.

-Не давайте ребенку повода почувствовать, что для вас не существует иного мнения, кроме своего. Попытка подчинить, ограничить свободу, воздействовать с помощью наказаний губительна для отношений между родителями и детьми. Вы можете подтолкнуть подопечного к любым видам агрессивного поведения, в том числе к причинению вреда самому себе. Разорвав с ним связь, рискуете даже не узнать о появлении опасных привычек. -Объясняйте мотивы своих действий, позвольте ребенку понять, что вы его слышите. Если хотите указать на проблему, говорите о ней с учетом перспектив в будущем. Дети часто живут настоящим или думают об отдаленных перспективах.

-Подскажите своему подопечному, как ставить краткосрочные цели, предложите логичный и выполнимый план их достижения с учетом интересов ребенка. Не игнорируйте сложные или неприятные для вас темы. Если ребенок не получит от вас ответы на свои вопросы, обратится к другим источникам знаний.

-Когда не удается найти подходящий ответ, поделитесь своим опытом, размышлениями. Покажите, что всегда готовы помочь ребенку, заинтересованы в обсуждении волнующих его проблем. Не ставьте штампы. Нет единого мнения о том, что правильно, а что нет. Подростки лучше всех это понимают.

-Чтобы предотвратить аутоагрессию, придерживайтесь такой позиции: жизнь — это высшая ценность. Иногда это сложно, ведь у многих родителей уже сформировалась картинка лучшего будущего для их ребенка. Навязывая чрезвычайную важность социального роста, отличной учебы, достижения успехов в соревнованиях, вы заставляете ребенка поверить в то, что жить без безусловных побед неприемлемо, стыдно и бессмысленно. Такие убеждения на подсознательном уровне могут спровоцировать аутоагрессивное поведение. Воспитав любовь к жизни, правильное мировоззрение, можете быть почти уверены, ваш ребенок не захочет ранить себя. Объясните, что неудачи — это часть жизни. Они неизбежны и помогают предупредить ошибки в будущем. Не позволяйте, чтобы ребенок зациклился на своих поражениях. Обратитесь к психологу, если не смогли наладить контакт или аутоагрессивное поведение продолжается. На индивидуальных или семейных консультациях специалист попытается помочь достичь взаимопонимания и вернуть радость жизни. Иногда без решения внутрисемейных проблем невозможно полностью избавиться от аутоагрессии.

Если не пытаться бороться с причиной аутоагрессии, ребенок может перерасти привычку расцарапывать себе руки, кусать губы или бить кулаком об стену до посинения, но психические отклонения останутся на всю жизнь. Ребенок не будет настолько же психически здоровым, насколько мог быть, если бы психологическая помощь и поддержка близких подоспели вовремя.

 

свернуть

график работы педагога социального

развернуть

 

Дни недели время 
понедельник 8.30-16.00
вторник 8.30-16.00
среда 8.30-16.00
четверг 9.00-15.00
пятница 8.30-16.00
суббота 9.00 -13.00
свернуть

график проведения педагогом социальным консультаций

развернуть

 

консультации дни консультаций время
для учащихся понедельник-пятница 9.00-15.00
для родителей вторник, суббота 9.00-16.00
для учителей среда 9.00-16.00
свернуть

Профилактика подростковой наркомании

Наркомания – тяжелое хроническое заболевание, при котором наблюдается стойкая психологическая и физическая зависимость от наркотических веществ.
развернуть

Проблема наркомании в современном обществе

В наше время проблема наркомании приобрела характер социального бедствия. Детская и подростковая наркомания это бич нашего времени, современная «мода на наркотики» с каждым годом делает зависимыми тысячи молодых людей. Наркотические вещества становятся все более доступные в цене, а их объемы на «черных» рынках стремительно растут. Широкая распространенность так называемых «легких наркотиков» привлекает многих людей, которые недооценивают вред наркомании, кроме того, искренне верят, что могут контролировать ситуацию и прекратить употребление наркотиков в любой момент. Усугубляет проблему наркомании неэффективное лечение зависимых людей. Оно опирается на старые советские схемы, положительных результатов от которых трудно дождаться. Профилактика наркомании если и проводится, то характеризуется низким научным подходом, недостаточной широтой распространения, неприспособленностью к современным реалиям. Проблема наркомании еще и в том, что на сегодня болезнь является главным источником распространения венерических заболеваний, в частности СПИДа.

Влияние наркотиков на организм человека

Вред наркомании огромен. В первую очередь наркотики серьезно подрывают здоровье человека. Средняя продолжительность жизни наркомана 7-10 лет. Кроме физической зависимости, возникает зависимость психоэмоциональная, разрушается личность человека, он превращается в безвольного раба, живущего одним желанием – заполучить очередную дозу. Вред наркомании для организма человека уместно рассматривать в разрезе видов наркотиков.

  1. Конопля (марихуана, анаша). Курение конопли приводит к тяжелому поражению легких и печени, возникновению дегенеративных патологий сердца, нарушению работы мозга, человек превращается в апатичную, медленно соображающую личность.
  2. Опиатные наркотики (героин, опий, маковая соломка, морфин, кодеин, метадон). Вред наркомании при приеме опиатных наркотиков трудно описать словами. Поражается головной мозг, сердце, ухудшается дыхательная функция, разрушаются зубы и кости, нестерильные инъекции ведут к заражению крови и развитию гнойно-инфекционных осложнений. Кроме того, всегда есть вероятность заражения СПИДом, гепатитом, сифилисом. Вследствие «атаки» печени органическими растворителями происходит ее дегенерация, что обеспечивает наркоману нулевой иммунитет. Даже обычный насморк он переносит как тяжелейшую болезнь.
  3. Барбитураты (реладорм). Поражается сердечно-сосудистая система, дистрофируется печень, страдает мозг, наблюдаются психозы.
  4. Психостимуляторы (эфедрин, кокаин, амфетамин, «экстази»). Вред наркомании в случае приема психостимуляторов заключается в тяжелых аритмиях, вплоть до остановки сердца, общем истощении организма, дистрофии сердечной мышцы. У наркоманов возникают галлюцинации и затяжные депрессии, следствие которых - самоубийства.
  5. Галлюциногены (ядовитые грибы Psilotsibum, ЛСД  другие). Деструктивно влияют на мозг и, соответственно, психику человека. Страхи, психозы, галлюцинации, превращают человека в психически больного.
  6. Летучие вещества (клей «Момент», краски, ацетон, бензин). Очень токсичны, гибнут клетки всего организма. Если вы считаете, что у вас наркомания и характерные для этого заболевания симптомы, то вам следует обратиться за консультацией к наркологу.

Подростковая наркомания, ее причины, признаки и последствия

Причины подростковой наркомании банальные. Наиболее частая из них – влияние со стороны. Подросток пробует наркотики просто для того, чтобы «влиться» в компанию или же ему просто интересно ощутить «кайф», о котором говорят его «опытные» товарищи, при этом о вреде наркомании он не задумывается. Еще одна причина наркомании среди подростков – конфликты, непонимание, агрессия в семье.  С помощью наркотиков дети убегают от действительности и живут в своем мире иллюзий и ощущений. Есть категория детей, которые с детства стараются отличаться от других, в своем подростковом возрасте они откидают все общепринятые нормы поведения, бунтуют, пробуют все запрещенное, в том числе наркотики. Признаки подростковой наркомании часто размыты, симптомы интоксикации отличаются в зависимости от вида употребляемого наркотика.

Общие признаки подростковой наркомании:

  1. Изменения во внешнем виде: бледность или покраснение кожи; красные белки глаз; расширенные или суженные зрачки глаз; озноб и боли в конечностях; слишком сухая или слишком потливая кожа.
  2. Изменения в поведении:

- частые исчезновения из дома;

- подросток врет и выкручивается; у него появились новые друзья;

- он спит днем, а гуляет ночью;

- он перестал учиться, его успеваемость снизилась;

- иногда бывают состояния схожи с опьянением.

О вероятности наркотической зависимости можно говорить в том случае, если будет наблюдаться цикличность вышеперечисленных признаков. Последствия наркомании среди подростков, конечно же, крайне неутешительны. Передозировки, судороги, воспаления вен, гепатит, СПИД, заражение крови – вот еще неполный список последствий болезни. Кроме того, подростковая наркомания  - это мощный удар по психике подростка, это постоянные страхи, депрессии и мысли о самоубийстве. С наркоманами никто не дружит, у них нет семьи, а желание заполучить дозу толкает их на преступные действия, следствие которых тюрьма.

Лечение и профилактика наркомании

 Несмотря на развитость современной медицины, наркомания является трудноизлечимой болезнью. Множество клиник и наркологических центров предлагают разные методы лечения болезни, но единого подхода в этом вопросе не существует. Если говорить о новомодных методиках лечения, то очень часто они никак не решают проблему наркомании, а являются всего, лишь выкачиванием денег с больного и его отчаявшихся родственников. В любом случае лечение наркомании должно осуществляться комплексно, действия медиков, психологов, социологов должны быть направлены на устранение корня физической и психологической зависимости. Профилактику наркомании следует начинать со школьной парты. Уже с 9-10-ти лет детям нужно предоставлять устный и печатный лекционный материал (в виде книг, брошюр, аудиоматериалов, художественных и документальных фильмов) о проблеме наркомании, о наркотиках и их влиянии на организм, о последствиях болезни. Кроме того, хороший эффект в вопросах профилактики наркомании дает наглядный пример. Дети с интересом слушают бывших наркоманов, которые рассказывают им обо всех «прелестях» наркотической зависимости. Профилактику наркомании среди подростков, в первую очередь, следует выполнять родителям. Доверительные отношения в семье дадут уверенность ребенку (а в будущем подростку), что в любой ситуации его поймут, поддержат, посоветуют, а если будет нужно, то помогут справиться с трудностями. 

свернуть

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

развернуть

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

  1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
  2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест. 
  4. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
  5. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.
  6. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте –влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин. Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/17.3.htm
свернуть

Пупа Тереза Петровна

  • Должность: Социальный педагог
  • Образование: БГУ имени Ленина
  • Категория: высшая
Виртуальный методический кабинет для специалистов СППС