Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Вишневская средняя школа Воложинского района"
22 марта… В Беларуси сегодня отдают дань памяти жителям деревни Хатынь, которая была сожжена фашистами 22 марта 1943 года. Учащиеся нашей школы приняли участие в едином уроке памяти, вспоминали о тех трагических событиях, о миллионах погибших людей, о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Колокола Хатыни, их набат – это память и предостережение всему миру: никогда больше беда, случившаяся здесь, не должна повториться! Мы помним…
свернуть
свернуть
В учреждении образования 12 января прошел Единый урок памяти, посвященный 80-летию трагедии в белорусской деревне Ола. Учащиеся в очередной раз вспомнили об историческом прошлом белорусского народа, о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны посредством знакомства с трагическими событиями в д. Ола. Учащиеся узнали, что историю, схожую с Хатынью, имеют многие белорусские деревни и одна из них - Ола, в которой погибло 1758 человек, среди которых 950 детей, 508 женщин, 100 мужчин и 200 стариков.
В
свернуть20 декабря 2023 года в учреждении образования прошел единый урок, посвященный жизни и деятельности Ефросиньи Полоцкой. На единый урок был приглашен настоятель Вишневской церкви святых бессребреников Космы и Дамиана протоиерей Александр Чурило. Отец Александр сказал, что имя преподобной Евфросинии Полоцкой - духовной наставницы, просветительницы, небесной покровительницы земли Белорусской - занимает особое место в сердцах и душах человеческих, рассказал об истории жизни Ефросиньи Полоцкой и ее вкладе в белорусскую культуру.
22 марта 2023 года учащиеся Саковщинской и Вишневской средних школ приняли участие в выездном уроке Памяти «О чем звонят колокола Хатыни» в деревне Кражино. Гостями урока стали председатель Воложинского сельского совета Комель В.А., председатель районного совета ветеранов Тиганина Т.Ф., начальник отдела Воложинского ОДО МВД РБ Почиковский Д.В.
Ребята узнали о трагедии деревни Кражино, провели перекличку «Огненных сестер Хатыни», вспомнили о жертвах лагеря смерти «Озаричи», которые также мартовскими днями были уничтоженыне огнем, а холодом, голодом и болезнями. Присутствующие почтили минутой молчания всех погибших во имя живущих. Зажгли огонь памяти.
свернуть
гостиная-презентация Наши семейные традиции (6класс)
Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
У хозяев в каждом доме
Есть что-то такое, что всем дорогое.
О прошлом семьи расскажет оно,
О том, что в семье это было давно.
Семейной реликвией это зовётся,
И память о ней мы свято храним.
Чтоб в будущем все поколения наши
Могли бы гордиться предком своим!
Благодаря традициям, существующим в наших семьях, мы учимся любить, уважать, доверять, ценить минуты общения с родными людьми, помогать друг другу. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью.
Каждый ребенок счастлив в семье. Сколько историй о родителях, о событиях, которые происходят в их доме, рассказали ребята, пока рисовали самое ценное, самое любимое – свою семью.
С каким трепетом подбирали краски и карандаши, чтобы его семья была самой яркой, самой красивой. И каждый из ребят уверен в том, что «Моя семья – моё счастье».
Пусть счастливая пора детства продлится для них подальше. Пусть будут счастливы и здоровы их родители и счастливы сами ребята
Конкурс рисунков «Моя семья – моё счастье» (1 класс)
Каждый ребенок счастлив в семье. Сколько историй о родителях, о событиях, которые происходят в их доме, рассказали ребята, пока рисовали самое ценное, самое любимое – свою семью.
С каким трепетом подбирали краски и карандаши, чтобы его семья была самой яркой, самой красивой. И каждый из ребят уверен в том, что «Моя семья – моё счастье».
Пусть счастливая пора детства продлится для них подальше. Пусть будут счастливы и здоровы их родители и счастливы сами ребята
4 класс
свернуть
Вучні 7 класа ў рамках тыдня фінансавай граматнасці правялі Круглы стол “Фінансавы компас”. 5 вучняў класа падзяліліся сваімі ведамі пра фінансы ў такіх накірунках, як “Імідж дзелавога чалавека”, “Правы спажыўца”, “Дамашняя эканоміка”. Сямікласнікам цікава было паразважаць над самай актуальнай праблемай, як больш зберагчы грошай у дамашніх абставінах. Цікава было даведацца і пра тое, што робіць імідж сучаснага дзелавога чалавека. Зацікавіла і праблема аб правах спажыўца. Да якіх затрат можа прывесці няведанне праў.
Затым вучням была прапанавана віктарына, на пытанні якой вучні смела і ўпэўнена адказвалі. І на завяршэнне мерапрыемства хлопчыкі і дзяўчынкі пагулялі ў настольную гульню “Манаполія”
В рамках Недели финансовой грамотности учащиеся 5 класса познакомились с историей возникновения денег. Ребята узнали почему металлические деньги назвали монетой, откуда появились слова рубль, копейка, где и когда появились первые бумажные деньги. Рассмотрели внешний вид современных белорусских денег, изучили что на них изображено.
«Деньги в нашей жизни»-так звучит тема мероприятия в начальных классах. В наше время эта тема очень важна. Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Но более опасными методами.
Финансовая грамотность – это умение жить по средствам, осознанный отказ от неразумных долгов, понимание экономических процессов и развитый навык осознанного включения в них.
Программа мероприятия направлена на понимание и правильное использование экономических терминов, представление о роли денег в семье и обществе, умение характеризовать виды и функции денег, знание источников доходов и направлений расходов семьи.
свернуть
Я пред каждою встречей достаю наш альбом,
Что подарен был вместе с «дипломом»,
И, как в сказке волшебной, представляю тот дом…
Как же мне всё до боли знакомо!..
Разве можно забыть радость школьных тех лет!
И при каждой из встреч молодеем, конечно.
Сколько шуток, рассказов… Чего только нет…
В развесёлой ватаге беспечной…
Вновь листаю альбом, вспоминаю друзей.
Наши классы. Чудесные встречи…
Сколько прожито лет…. Сколько минуло дней…
Сколько вынесли головы наши и плечи…
Зимний вечер. Мороз. Наступил Встречи срок.
Прекращаю занятья делами.
Закрываю с грустинкой последний листок
И спешу вновь на встречу с друзьями.
Презентация "Встреча школьных друзей" https://disk.yandex.by/i/5-l8s1MeFMLSuA
свернуть
Мэта–фарміраванне грамадзянскасці і патрыятызму, выхаванне ў дзяцей пачуцця гонару за нашу краіну і яе герояў, павагі да яе, развіццё сацыяльнай і творчай актыўнасці, садзейнічанне індывідуальным развіццю дзяцей, раскрыцця іх творчага патэнцыялу, далучэнні да духоўна-маральнай культуры.
Ход урока
Арганізацыйны момант
Добры дзень, дзеці! Сёння святочны дзень для кожнага вучня краіны. Дзень ведаў! Я віншую вас са святам, жадаю вам поспехаў у вучобе і добрага настрою.А зараз запрашаю на першы ўрок і паспрабуйце здагадацца, аб чым пойдзе размова на нашым уроку. (На дошцы напісаны словы, настаўнік чытае)
Люблю цябе такой, якая ёсць,
Зямля мая, зямля бацькоў святая…
Н. Загорская
(Адкрыць дошку, там запісана тэма ўрока)
Так, сёння мы будзем весці размову пра нашу Радзіму.
Тэма ўрока: «Занімай, Беларусь маладая мая, свой пачэсны пасад між народамі!».На ўроку мы з вамі звернемся да гісторыі нашай Радзімы, узгадаем важныя падзеі цяперашняга часу. А для гэтага мы з вамі адправімся ў завочнае падарожжа па Беларусі.
Тэма ўрока – гэта выдатныя словы песняра беларускага народа Янкі Купалы. Яны сугучныя з тэмай Года малой радзімы, падкрэсліваюць суверэнітэт і незалежнасць Рэспублікі Беларусь, які ўмацаваўся за 25 гадоў існавання інстытута прэзідэнцтва ў нашай краіне.
Урок хачу пачаць словамі Кіраўніка дзяржавы, якія прагучалі на ўрачыстым сходзе да Дня Незалежнасці: "І тое, што за чвэрць стагоддзя сваёй незалежнасці ва ўмовах магутнага палітычнага, інфармацыйнага, эканамічнага ціску нам удалося абараніць суверэнітэт, захаваць мір і парадак у краіне, - гэта стала нашай з вамі агульнай перамогай у навейшай гісторыі”
Ну а цяпер падарожнічаць.
Першы прыпынак“Палітычны”
У кожнага чалавека ёсць Радзіма, і кожны любіць яе. Любіць месца, дзе нарадзіўся і жыве. Любіць родну юпрыроду, свой народ. Любіць сваю родную мову і песні свайго народа, казкі, танцы, кнігі … Без бацькаўшчыны і без свайго народа чалавек не можа жыць.
Што такое Бацькоўчына
Знаеш?
Гэта рэчка, сцяжынка лясная,
Гэта ў лузе залатая пчолка,
А ў вачах тваіх — вяселка.
Бацькаўшчына — гэта дом твой,
Школа.
Гэта песні, што звіняць наўкола.
Гэта сам ты,
Гэта тата твой і мама,
І сябры твае таксама. П.Панчанка.
А ц ізаўважалі вы калі-небудзь, на якой прыгожай зямлі мы з вамі жывём? Якая багатая яна на звычаі і традыцыі, якую слаўную гісторыю мае, колькі знакамітых людзей нарадзіла! А якая яна, наша родная зямля? На некаторы час я прапаную стаць вам мастакамі. Але маляваць вы будзеце не фарбамі, а словамі. Неабходна стварыць малюнак пра нашу Радзіму. Кожнае прыгожае слова неабходна растлумачыць. Чаму так гавораць пра Беларусь?
Сінявокая, Зяленая ,Дружалюбная, Белая, Прыгожая, Працалюбівая,
Лясная, Шчодрая
Талерантная – у Беларусі жывуць добрые люди. Яныпаважаюць другіх людзей, лічацца з іх поглядамі.
Партызанская-
Суверэнная –дзяржаўны) (фр.: souverainete — вярхоўная ўлада) — гэтая неадчужальная юрыдычная якасць незалежнай дзяржавы, сімвалізуючае яго палітыка-прававую самастойнасць, вышэйшую адказнасць і каштоўнасць як першаснага суб'екта міжнароднага права; неабходнае для выключнага вяршэнства дзяржаўнай улады і якое прадугледжвае непадпарадкаванне ўлады іншай дзяржавы; што ўзнікае або знікае ў сілу добраахвотнай змены статуту незалежнай дзяржавы як суцэльнага сацыяльнага арганізма; абумоўленае прававой роўнасцю незалежных дзяржаў і што ляжыць ў аснове сучаснага міжнароднага права.
Незалежная – не залежыць ад іншых дзяржаў
Наша Беларусь – незалежная дзяржава і мае свае сімвалы.
Дзяржаўны герб, дзяржаўны сцяг і дзяржаўны гімн. Мы павінны ведаць свае сімвалы і адносіцца да іх з павагай і гонарам, як сапраўдныя грамадзяне сваёй краіны.
У гэтым годзе спаўняецца 25 год існавання інстытута прэзідэнства ў нашай краіне. На чале нашай краіны стаіць прэзідэнт.
Вучань:
Я — дзяўчынка-беларуска з васільковымі вачыма. Хоць малая, але знаю: Беларусь — мая Радзіма. Васількі ў світальным жыце. Вербы ніцыя над Сожам. Беларусь: Бярэсце, Свіцязь, Налібокі і Каложа. (П. Панчанка)
Вучань:
Радзіма наша – Беларусь, І колькі нішукай, Не знойдзеш ты на ўсей зямлі Мілей, чым гэты край.
Прыпынак “Гістарычны”
Настаўнік Як дрэва не можа жыць без каранёў, так і народ не можа існаваць без сваёй гісторыі, культуры, сваіх сімвалаў памяці. В.Ляшковіч
Чалавек можа жыць шчасліва і багата толькі ў міры, калі няма вайны. Бусел – птушка мірная. Буслянка над хатаю – сімвал дабра, спакою і міру. Гісторыю нельга перапісаць, перайначыць, гэта наша памяць, яе павінен ведаць кожныбеларус, бо чалавек без памяці – нішто. Нам не давялося бачыць жахаў вайны, чуць узрывы бомб і снарадаў, крыкі і стогн параненых, плач дзяцей. Мы можам толькі ўбачыць у фільмах, пачуць пра гэта ад ветэранаў вайны. 75 год прайшло з дня вызвалення Беларусі, але падзеі таго суровага часу застаюцца назаўсёды ў нашых сэрцах.
Вучань: У сэрцах нашчадкаў жыць будзе вякамі Пра тых успамін, што ў легенду ўвайшлі. Народная памяць адважных запомніць- Іх ворагі волю зламаць не змаглі.
Вучань: Мая Беларусь… Па нашых землях тапталiся прышэльцы, ворагi. Прыходзiлi да нас з мячамi, з ружжамi i гарматамi, на танках i самалётах. Нiшчыл iлюдзей, палiлi хаты, гарады, адбiралi скарбы. Нiколi i нiкому не ўдавалася зняволiць вольналюбiвы народ. Званы Хатынi, мемарыял у Брэсцкай крэпасцi-героi нагадваюць жывым: «Людзi! Помнiце! Не дапусцiце новай бойнi!»
Вучань: Вялікую цану заплаціў беларускі народ за сваю свабоду. Загінуў кожны трэці беларус у гады Вялікай Айчыннай вайны. У памяць аб загінуўшых у час вайныў зведзены мемарыялы славы, помнікі, на брацкіх могілках ніколі не вянуць кветкі..
Вучань: Памяць аб тых, хто аддаў сваё жыццё ў барацьбе з ворагам, будзе заўсёды жыць у нашы хсэрцах. Сёння сваім ісправамі, думкамі, паводзінамі мы павінны быць дастойнымі сваі хбацькоў, дзядоў і прадзедаў.
Вучні ў групах робяць калаж. Вучні павінны выбраць тыя малюнкі, якія прысвечаны ВАв. Абарона калажоў. Вывешванне на дошку)
Вучань: На карце вялікага свету яна як кляновы лісток, Песня гарачага лета, крынічнай вады глыток.
Мяжуе з Польшчай, Украінай, Расіяй, Латвіяй, Літвой. Твой родны край, твая Айчына, жыццё тваё і гонар твой.
I ты яе запомні імя, як неба, сонца і зару. Твая зямля, твая Радзіма названа светла: Беларусь!
Крыжаванка
1. Беларусь – гэта наша…. (Радзіма)
3. Самая магутная жывела Беларусі, сімвал (Зубр)
4. Сталіца Беларусі (Мінск)
6. У гады ВА вайны на тэрыторыі Беларусі з ворагам змагаліся … (партызаны)
7.Ад вялікай колькасці рэк і азер Б. называюць …(сінявокая)
- Якое слова ў нас атрымалася?
-Што яно абазначае?
Настаўнік. А ці заўсёды наша Радзіма мела такія абрысы на карце? Сапраўды не. Наша Беларусь у пачатку 20 ст. была падзелена на 2 часткі: Заходнюю і Усходняя. З. частка была далучана да Польшчы. Была забаронена родная мова. Дзеці ў школах вучыліся на польскай мове, хто не хацеў жыць па законах Польскай ўлады, таго каралі. Але беларускі народ не скарыўся, узняўся і дамогся ўз’яднання з Усходняй чаткай. Гэта адбылося 1 верасня 1939 года. У гэтым годзе юбілейная дата – 80 год, як Беларусь стала адной краінай.
А ці ведаеце вы, у якую частку Беларусі уваходзіла Вішнева?
Фізкультхвілінка
Рэкі – прыселі, гарады – ходзім на месцы
Прыпынак “Спартыўная”
Вучні складаюць пазлы.
Настаўнік:
Вучні складаюць словы з раскіданых літар
Славянскі базар
Культурнае жыццё грамадзян таксама носіць міжнародны характар. Вы ведаеце, што кожны год у Віцебску праходзіць Слаянскі базар. На фестываль песні прыязджаюць артысты з далёкага і бліжняга зарубежжа.
У вас засталіся малюнкі, давайце іх размяркуем па тэмах і прымацуем на дошцы
Якая ж Б. сення? РБ -міралюбивая краіна.Беларускі народ памятае пра жахі вайны і робіць усё, каб гэта не паўтарылася. Беларусь з’яўляецца пляцоўкай для урэгулявання складаных палітычных канфліктаў для міжнародных перагавораў. Беларусь спартыўная і культурная краіна.
Прыпынак “Родная мова”
Настаўнік: Зямля для народа неабходна, як глеба для дрэва. А мова, літаратура кожнай краіны, яе культура — плён гістарычнага развіцця нацыі. Толькі на роднай зямлі чалавек дыхае свабодна, адчувае падтрымку сваіх блізкіх і родных, можа карыстацца спадчынай продкаў.
Менавіта тэме роднай зямлі народ прысвяціў шмат прыказак і прамавак. А ціведаеце вы іх? Вашай увазе прапануецца гульня «Знайдзіце пару». (Пасля таго як складзена прыказка (прымаўка), вучням неабходн растлумачыць яе сэнс).
Гульня “Складзі прыказку”
Дарагая тая хатка, … як з роднай крыніцы Усякаму мілая … мягчэй чужой пярыны Няма смачней вадзіцы, … як у раі Родная зямля … дома лепей Усваім краі, … свая старана Усюды добра, а … вуглы дапамагаюць У сваёй хаце і … дзе радзіла мяне матка Чалавек без радзімы, … чужына-мачыха Радзіма-маці, … сваё гняздо міла Усякай птушцы … што птушка без песні
Правільныя варианты
Настаўнік: Вось і закончылася наша падарожжа. Давайце падсумуем
Кожны з нас, хто жыве ў Беларусі, павiнен задаць сабе пытанне: што я зраблю сёння, цяпер для сваёй адзiнай Айчыны, як пражыву год, каб не было сорамна нi мне самому, нi маёй сям’i. (Думкі дзяцей.)
Давайце, сябры, адкрыем для сябе нашу Беларусь, заганарымся ёй i зробiм усё-усё, каб нашу краiну ведаў i паважаў увесь свет. Вельмі хочацца, каб і вы ў сваіх сэрцах назаўсёды захавалі гордасць, павагу і любоў да роднай зямлі, якая вас гадуе, стварае ўсе ўмовы для вашай шчаслівай будучыні.
Высока ў небе вырай кружыць, ляціць за сiнi небакрай. Не забывай нiколi, дружа, сваю зямлю, свой родны край!
Рэфлексія:
На дошцы размешчана карта Беларусі. Кожнаму вучню прапануецца закончыць сказ: «Я люблю Беларусь таму, што…» Адказы запісваюцца на картках, якія маюць форму лістка бярозы, васілька, зубраня, бусліка і г.д. Свае адказы школьнікі агучваюць і прымацоўваюць на карце.
Тэма «Занімай, Беларусь маладая мая, свой пачэсны пасад між народамі!»
свернуть( Звучит песня военных лет. На экране идут кадры о войне)
Учитель. Эта война длилась 1418 дней и ночей. Победа над фашизмом обошлась нам свыше 27 миллионов жизней. Если бы эти люди могли вместе подняться и встать в одну шеренгу, то она протянулась бы на 10000 км.
Представьте себе, что по 54-й параллели проходит железная дорога, и вы едете в поезде. 7-8 суток пришлось бы ехать и, когда бы вы ни глянули в окно, вдоль насыпи стояли бы те, кому мы обязаны сегодняшним днём.
Мы живём в Беларуси, в республике, которая во время Великой Отечественной войны первой приняла удары фашистских полчищ.
Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это потому, что это урок мужества, посвящённый 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, которое все мы будем праздновать когда? ( 3 июля 2019 года). Мы вспомним, какой ценой завоёваны жизнь и счастье на земле, какой суровый экзамен на проверку чести, совести, мужества и гражданского долга пришлось выдержать нашему народу в годы войны. Пусть наш урок будет данью глубокого уважения, признательности и любви всем, кто вынес на своих плечах основную тяжесть борьбы с фашизмом. О войне мы знаем только из фильмов и книг. Но об этой войне мы должны, обязаны знать и помнить! Ведь мудрая истина гласит : «Тот, кто забыл прошлое, тот осуждён пережить его ещё раз». Всегда нужно помнить о том, что « хотя бои суровые прошли, но не прошла и не проходит тревога за судьбу земли».
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память – наша совесть,
Она как сила нам нужна.
Ведущий. Первая страница нашего журнала – «Сороковые, роковые…»
( Звучит песня « Священная война»)
Ученик. Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить в тот миг,
Влезали в танки, закрывали люки.
Ученик. Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
22 июня 1941 года – страшная, чёрная дата нашей истории. Накануне была обычная выходная суббота. Хотя нет, не совсем обычная. 21июня 1941 года по всему Советскому Союзу проходили выпускные балы, юноши и девушки получали аттестаты. У них были планы начать новую, взрослую жизнь: поступить в ВУЗы, устроиться на работу, создать семью. Они танцевали последний школьный вальс и собирались идти встречать свой первый взрослый рассвет. Но дата 22 июня 1941 года стала крахом надежд. Началась Великая Отечественная война.
Ученик. Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слёзы да страдания несёт она,
И счастье отбирает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает!
А сколько в том огне жестоком,
Не избежав безжалостного рока
Сердец сгорело молодых
Мечтавших заглянуть в глаза родных.
Ученик. Первый удар врага принял на себя Брест – город на границе с Польшей. Не толщина стен Брестской крепости на много дней была неприступной для врага, а верность солдат и офицеров, их героизм. На взятие Брестской крепости фашисты отводили 3 часа. Защита же длилась почти месяц – с 22 июня по 20 июля. Гарнизон в 4 тысячи бойцов во главе с майором Гавриловым, комиссаром Фоминым, капитаном Зубачёвым стоял насмерть. На стенах крепости были надписи: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!», «Умрём, но из крепости не уйдём».
Ученик. Родина оценила военный подвиг героев, 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено почётное звание «Крепость-герой». На территории крепости создан величественный мемориальный комплекс, который был открыт 25 сентября 1971 года.
( Выходят мальчики в солдатской форме и девочки в белых платьях)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики,
Мальчики! Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы…
И всё-таки, постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала
Вместо свадеб – разлуки и дым
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги, ну куда от них денешься,
Да зелёные крылья погон,
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад,
До свидания, девочки,
Девочки! Постарайтесь вернуться назад.
( Уходят)
Ведущий. В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны!
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Ведущий. Следующая страница журнала - Ах, война, что ж ты сделала, подлая!
Ученик. Да, победа досталось нашему народу дорогой ценой. Из 270 белорусских городов гитлеровцы разрушили и сожгли 209. В сплошное пепелище превратилась наша столица, город-герой Минск. Были уничтожены 9200 деревень. Их сожгли дотла, оставались одни печные трубы. Сжигали не только дома, заживо сжигали и людей. Таких деревень, где заживо сжигали всех жителей от мала до велика – 433. Только в Хатыни в огне погибло 199 человек, в том числе 76 детей. Трагедия произошла 22 марта 1943 года. В нашем Воложинском районе была сожжена деревня Кражино вместе с её жителями .
Ученик. На территории Беларуси в годы войны гитлеровцы создали 260 лагерей смерти. Один из них – Тростенец. Он находился в 10 км. от Минска и занимал 4-ое место по количеству уничтоженных людей после Освенцима, Майданека и Треблинки. В этом лагере фашисты уничтожили более 206 тысяч человек. Людей жгли, травили собаками, закапывали живыми в землю, отправляли в душегубки. В лагере смерти Озаричи фашисты использовали бактериологическое оружие – сыпной тиф. В Беларуси фашисты создали более 110 гетто, погибло более 600 тысяч евреев.
Ученик. Беларусь потеряла в годы войны каждого четвёртого. По окончательным подсчётам оказалось, что в некоторых районах и каждого третьего. Наш район потерял в войне больше 8 тысяч человек. Это были воины и партизаны, мирные жители и военнопленные, убитые и замученные гитлеровцами. В нашей деревне фашисты сожгли более 2 тысяч мирных жителей.
Ученик. Немцы в Вишнево вошли 27 июня 1941 года. За свою почти 600-летнюю историю Вишневщина видела много завоевателей. Но по зверству и жестокости в отношении к мирному населению гитлеровцы превзошли всех вместе взятых. Уже в первые дни войны в центре местечка было создано еврейское Гетто, обнесённое колючей проволокой. В нём находилось 1600 местных жителей-евреев
Ученик. Из воспоминаний очевидцев: Всё еврейское население Вишнева немцы согнали в помещение православной церкви, где всем приказали лечь на пол. В таком положении
нас продержали без воды и еды целый день. Вечером, под строгий контроль, всех отпустили по домам собрать на скорую руку самые необходимые вещи и пищу. После чего всем необходимо было собраться
на Кревской улице, которая была ограждена высоким забором и колючей проволокой. Здесь был создан Вишневский концлагерь-гетто, в котором было заключено 1600 человек, всё еврейское население местечка Вишнево. Жили по 3-4 семьи с детишками и старыми больными людьми в одной
крохотной комнатушке. Пока было тепло, люди перебивались ещё тем, что успели на скорую руку захватить с собой из дома. Ближе к зиме уже не было ни дров, ни пищи. Одно спасение было, когда молодёжь гоняли ежедневно на работу в лес на заготовку дров, на железную дорогу на станцию Богданов. По пути на работу в близлежащих сёлах удавалось обменять кое-какие вещи, ещё чудом сохранившиеся у нас. Одновременно каждый возвратившийся с работы нёс с собой вязанку хвороста для отопления своих халуп. Но всё это нужно было тщательно прятать. Чаще всего охранники и полицейские отбирали продукты и топливо. Огромную радость доставляло полицейским дать нам возможность пронести эти мизерные крохи до ворот лагеря, и когда уже хотелось вздохнуть с облегчением, внезапно появлялись полицейские и с большим злорадством делали тщательный обыск, всё отнимали, зверски избивали и с пустыми узелками, окровавленных, истерзанных, загоняли в ворота к холодным и голодным домочадцам, с нетерпением дожидавшимся нас.
Ученик. Ходить на работу нам можно было только по проезжей части и обязательно иметь на груди приметную сине-жёлтую звезду. Но страшнее голода и холода были издевательства, какие устраивали нам фашисты и их пособники. Особенно страдали мы, дети и подростки.
Ученик. Очень боялись полицейского Юровича и коменданта Пашковского. Никогда не забуду их злобные лица и зверские пытки. Я и сейчас в кошмарных снах очень часто вижу их зверские лица. Любимым их развлечением было: внезапно верхом на лошадях ворваться в гетто, выгнать всех на улицу, даже больных и немощных, и избивать плётками до бессознания, а нагулявшись, вонзить штык винтовки или карабина в младенца, находящегося на руках матери, и бросить его головой о камни. Когда же обезумевшая мать с криком сходила с ума, они тут же хладнокровно её расстреливали. Всё это происходило под дикий хохот палачей, которые фотографировали эти ужасные сцены.
Ученик. Ежедневно лагерь ждал ликвидации, и сами немцы этого не скрывали. По ночам все узники концлагеря не спали, прислушивались к каждому шороху и диким воплям и песням.
Вишневский концлагерь-гетто был ликвидирован в августе 1942 года. Каратели окружили лагерь пулемётами и ночью загнали всех в пустующий сарай, потом начали расстреливать. Сарай облили бензином и остальных, оставшихся в живых, сожгли живыми.
Ученик. На месте гибели евреев стоит памятник, на котором есть надпись, свидетельствующая о трагедии.
Ученик. Люди погибли, но:
Погибшие живут среди живых,
Умершие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются,
Забыть их – значит, их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей,
И не чугун, не бронза, не гранит,
Которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит,
Вот почему посмертно они живы!
Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,
Чтоб небосвод был вечно голубой,
Нет, не забудем никогда героев,
Что ради жизни шли в бессмертный бой!
Ведущий. Следующая страница нашего журнала - Дети войны.
Учитель. Есть поговорка: на войне детей не бывает. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.
Ученик. Мы не видели войны, нам тяжело представить, прочувствовать её, а ведь были дети войны. Они могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило 1 сентября 1941 года и не надо было идти в школу. Как дети 10-12 лет, только, став на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года забыли, что такое белый хлеб.
Учитель. Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:
Ученик. « Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи 2 булки тёплого хлеба», « Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтобы он не смотрел!»
Ученик. Даже дети защищали свою землю. Когда началась война, Марату Казею было всего 11 лет. Его родную деревню Станьково захватили фашисты, мать Марата повесили. Мальчик связался с партизанами, стал им помогать, а потом стал разведчиком. Марату Казею было всего 14 лет, когда он окружённый фашистами погиб в бою, но не сдался в плен. В 1959 году в одном с центральных парков Минска герою поставлен памятник. Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик. За время Второй мировой войны погибло на земле 13 миллионов детей. Многие были вывезены в Германию. Детский труд использовался на секретных военных объектах, детей использовали для проведения медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта. По вине фашизма жертвами войны становились даже те дети, кто ещё не знал, не мог знать и понимать, что такое война. Это Сея Альбин Иванович, в прошлом наш учитель. Он был совсем маленьким, лежал в
коляске , а фашист просто так прострелил ему руку, и Альбин Иванович на всю жизнь остался инвалидом с одной рукой.
Ведущий. Следующая страница журнала « Слава, тебе, победитель солдат!»
Учитель. Нелегко досталась Великая Победа. Но наш солдат выстоял и вышел победителем в жестокой схватке с фашизмом. Минск был освобождён 3 июля 1944 года в результате организованной операции « Багратион», которой руководили маршалы Советского Союза Г. Жуков и А. Василевский. В проведении операции участвовали армии четырёх фронтов: 1-го, 2-го и 3-его Белорусского и 1-го Прибалтийского. 28 июля был освобождён Брест. Фашистские захватчики были изгнаны с белоруской земли . Наше Вишнево было освобождено 6 июля 1944года.» На разных фронтах Великой Отечественной войны боролись более одного миллиона трёхсот тысяч белорусов и уроженцев Беларуси. Из них 446 человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а четверо из них - П. Я. Головачёв, И. И Гусаковский, С. В. Шутов, И. И. Якубовский – дважды. Около четырёхсот тысяч воинов - белорусов награждены боевыми
орденами и медалями . На земле Беларуси мужественно сражались с врагом 374 тысячи партизан и 70 тысяч подпольщиков.
Учитель. Среди них есть и наши ветераны-земляки. Кого вы можете назвать?
Ученик. Я знаю Тавгень Нину Матвеевну, она моя соседка. В годы войны вместе со своей сестрой она была вывезена фашистами в Восточную Пруссию. Ей чудом удалось сбежать с немецкого лагеря, пешком дойти до родных мест. Позже Нина Матвеевна стала партизанкой отряда, который был расположен в деревне Сябрина. В мирное время Нина Матвеевна работала повором в Вишневской больнице.
Ученик. А мне односельчане рассказали про Закс Зинаиду Михайловну. Перед войной она работала директором нашей школы. Когда началась война она стала партизанкой отряда « За Родину», принимала участие в « рельсовой войне».
Ученик. На территории школы проживает ветеран войны Абрамов Иван Абрамович. В годы войны он был разведчиком в партизанском отряде. Прошёл через все ужасы войны. Теперь живёт у сына в городе Минске.
Учитель. В Беларуси нет такого места, которое не стало бы местом подвига. И нету на земле места, где бы не помнили и не уважали людей,
совершавших эти подвиги. Памятники, мемориальные комплексы, курганы Славы… Их в Беларуси почти 6 тысяч.
Учитель. Ребята, с каким словом созвучно слово «памятник?»
Ученик. Памятники – от слова память. Вот почему их так много на белорусской земле. Это Курган Славы под Минском, мемориальные комплексы « Брестская крепость-герой», Линия Сталина, « Прорыв», « Буйничское поле» « Хатынь», монумент в Жодино, сооружённый в честь матери – патриотки, прообразом которой стала Анастасия Фоминична Куприянова. Пятеро её сыновей в борьбе с фашистами погибли, а младший из них совершил бессмертный подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота.
Ученик. Символом Победы над фашизмом стал Монумент Победы в центре Минска, возведённый в 1954 году.
Слава тебе, победитель-солдат
Ты прошёл через все испытанья
Не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданья!
Ученик. Пусть светит солнце, поют птицы, цветут сады и зеленеют поля, но никогда не свистят пули. Ведь все мы приходим в этот мир, чтобы жить, и никто не смеет распоряжаться нашей жизнью. Никакая даже самая высокая цель не может быть оправдана, если пролилась хотя бы одна капля невинной крови.
Мир! Это слово как набат
Планету нашу будит.
Пусть пламенем войны объят
Мир никогда не будет!
( Под звуки музыки выходят мальчики в солдатской форме и читают стихи)
Мы в снегах замерзали
И в болотах тонули гнилых,
В медсанбатах от ран умирали
И друзей хоронили своих.
Мы заживо в танках сгорали
И с гранатою шли на врага.
Жизнь свою мы за вас отдавали,
Хоть была она нам дорога.
Как хотелось любить и смеяться,
Хлеб растить и ласкать сыновей.
К материнским ладоням прижаться,
Благодарнее став и мудрей
Но в холодной земле на чужбине
Мы остались лежать навсегда,
И хранит вечный сон наш доныне
Лишь далёкая в небе звезда.
Нам славы посмертной не надо.
Хоть наша судьба и горька.
Ведь высшая всем нам награда –
Ваша память о нас на века!
Только нас в суете не забудьте,
Не предайте погибших за вас,
Милосердны и счастливы будьте
И молитесь почаще за нас!
( Выходят юноша и девушка)
Мы вас помним, солдаты!
Пусть известны не все имена
Но войны той жестокой раскаты
Не умолкнут во все времена.
Мы помнить мгновенья войны обещаем
И головы скорбно склоняем
Пред всеми, кто мёртв и кто жив,
Кто, подвиг свой ратный свершив,
Родную землю отстоял
И жизнь без раздумья за это отдал!
Ведущая. Следующая страница устного журнала –« А память священна…»
Учитель. Уходят годы. Но память священна. Она даёт нам силы и обязывает нас достойно жить, подпитывает нас хорошей энергией. Мудрые люди составили нам в назидание книгу « Память». Память должна жить и должна передаваться из поколения в поколение, потому что: Без памяці няма сумлення
У полымі другой сусветнай
Я вас прашу, не зведаў хто вайны,
Прашу вас, мае дочкі і сыны,
Узяць хоць долю памяці маёй –
Каб потым ёй не зарасці травой…
Ученик. Люди воевали, погибали за нас, за будущее, за счастье жить на земле, за Родину.
И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна.
Мы за Родину пали,
Но она – спасена.
Ученик. Воины спасли Родину, подарили нам чудесный мир, прекрасную землю с её берёзками, васильками, голубое небо с пением птиц
и ярким солнышком. Они нам завещали жить. Есть у Твардовского такие строчки:
Я вам жить завещаю,
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина – брата,
Что погиб на войне.
Учитель. Мы сегодня вели разговор о войне, о страшной, бесчеловечной войне, в которой наш народ победил. А как, вы, думаете почему наш народ смог победить? ( Ответы учащихся)
У Рыленко есть такие строчки:
Нам было всё отпущено сверх меры
Любовь и гнев, и мужество в бою.
Теряли мы друзей, родных, но веры
Не потеряли в Родину свою.
В войне победила наша вера в победу, наша любовь к Родине, любовь ко всему чистому, светлому, победила наша совесть, наш дух, наше мужество
И мы должны не растерять все эти ценности, а приумножить. И должны, обязаны помнить о тех, у кого война отняла детство, кто в далёкие военные годы пал в бою, кто был замучен в концлагере, кто трудился в тылу, кто остался с покалеченными телом и душой. И это лишь маленькая часть нашей памяти о них, позволивших нам сейчас жить. На экране вы видите фотографии учителей нашей школы, ушедших из жизни. Одни из них воевали во имя мира на земле. Это Дмитрий Иванович Гурченко, учитель физики, Малашенков Юрий Наумович, учитель географии, партизанами были Побаль Константин Довыдович и Закс Зинаида Михайловна; жертвой войны стал Сея Альбин Иванович; другие восстанавливали разрушенное войной и учили детей. Все они были причастны к слову Победа. Почтим их память минутой молчания.
Ученик. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям,
Давайте, люди , никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было,
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвеньи!
Учитель. Ребята! Чему был посвящён урок? ( Мужеству, памяти)
О какой войне шла речь? ( О Великой Отечественной войне)
Учитель. Память, любовь к Родине, к отчему дому, к жизни рождают могучую и добрую силу, решимость беречь мир, не допустить новой войны.
Ученик. Все люди отчим краем дорожат,
Отраду черпая в его опоре,
Он – наша гордость, наш бесценный клад,
Но в мире есть ещё и зло, и горе
Жизнь без борьбы немыслима, я знаю
Но тех, кто сеет смерть и нищету
Я всех их проклинаю!
Пусть смерть издохнет, воя и скуля,
Мы все за небо мирное в ответе
Живут извечно память и земля.
Учитель. Ребята! Мы живём в мирное время, но его надо беречь, охранять. Поэтому есть такая профессия – Родину защищать. Многие выпускники
нашей школы посвятили себя этой профессии. Войницкий Роман, Пасеко Андрей, Богуславский Иван. Иван из простой, многодетной и очень трудолюбивой семьи. В школе он был очень прилежным и старательным учеником. Закончил Сумское высшее военное училище. И когда на страже нашей Родины настоящие защитники – мы можем спать спокойно.
Наш урок подходит к концу. Хочется верить, что всё, о чём говорилось, найдёт отзыв в ваших сердцах, что вы поняли, каким преступлением, какой трагедией является война, и что наш долг сегодня – чтить память погибших, окружить заботой ветеранов, содержать в порядке памятники, обелиски. Это будет доказательством нашей памяти.
Помните!
Через года, через века
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста, помните!
Есть такое высказывание « Человек живёт до тех пор, пока он помнит»! Я хочу, чтобы память жила в ваших сердцах, чтобы вы уважали и были благодарны тем, кто, жертвуя своей жизнью, подарил вам жизнь и счастливое детство. Я желаю всем добра, здоровья, пусть мир царит на земле. Хочу закончить урок словами П. Бровки « Хватит нам войн, и утрат, и лишений. Миру служи, человеческий гений!» Звучит песня « Аист на крыше».
Презентация https://yadi.sk/i/sTvQ0dJhNKuydA
Фильм https://yadi.sk/i/G7_KboHtDxWxZQ
свернуть