Антикоррупционная деятельность

Перечень коррупционных преступлений

развернуть

Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии - поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах.

Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.

В Республике Беларусь сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

- разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

- разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

- создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;

- образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;

- использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.

Перечень коррупционных преступлений

В целях эффективной организации работы комиссий по противодействию коррупции государственных органов, а также информирования членов комиссий об уголовном законодательстве, предусматривающем уголовную ответственность за совершение коррупционных преступлений, настоящей памяткой предусмотрена информация о следующих составах коррупционных преступлений, утвержденная  постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, Оперативно – аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности, Следственным комитетом Республики Беларусь от 27 декабря 2013 года за № 43/9/95/571/57/274 и включает 10 статей:

  1. Статья 210 УК - Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями
  2. Части 2 и 3 статьи 235 УК -  Легализация ("отмывание") средств, полученных преступным путем (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 N 165-З)
  3. Части 2 и 3 статьи 424 УК - Злоупотребление властью или служебными полномочиями
  4. Части 2 и 3 статьи 425 УК - Бездействие должностного лица
  5. Части 2 и 3 статьи 426УК - Превышение власти или служебных полномочий
  6. Статья 429 УК Незаконное участие в предпринимательской деятельности
  7. Статья 430 УК Получение взятки
  8. Статья 431 УК Дача взятки
  9. Статья 432УК Посредничество во взяточничестве
  10. Часть 1 статьи 455 УК Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти
свернуть

Положение о комиссии по противодействию коррупции

развернуть

ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссии по противодействию коррупции государственного учреждения образования «Вишневская средняя школа Воложинского района»

 

  1. Настоящее Положение определяет порядок создания и деятельности комиссии по противодействию коррупции государственного учреждения образования «Вишневская средняя школа Воложинского района» (далее – комиссия).
  2. Комиссия создается руководителем государственного учреждения образования в количестве не менее пяти членов. Председателем комиссии является директор учреждения образования, а в случае отсутствия директора – лицо, исполняющее его обязанности. Секретарь комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов.
  3. Комиссия действует постоянно и в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией», иными актами законодательства, в том числе Типовым положением, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 28.06.2018 № 502 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции», а также Положением о комиссии по противодействию коррупции государственного учреждения образования «Вишневская средняя школа Воложинского района», утверждённым приказом директора учреждения образования.
  4. Основными задачами комиссии являются:

рассмотрение, обобщение, анализ поступающей в учреждение образования информации контролирующих и правоохранительных органов, других государственных органов и организаций, заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нарушении антикоррупционного законодательства в учреждении образования;

своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;

разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в учреждении образования;

взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;

рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

обсуждение вопросов организации и состояния работы по соблюдению требований антикоррупционного законодательства в учреждении образования;

анализ материалов проверок и ревизий вышестоящих организаций, по результатам которых выявлены случаи коррупционных проявлений;

принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.

  1. В целях решениях возложенных задач комиссия осуществляет следующие основные функции:

участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;

ведет учет поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций и содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками учреждения образования;

заслушивает на своих заседаниях результаты проводимой работы по профилактике коррупции;

взаимодействует с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;

принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за их исполнением;

разрабатывает и представляет руководителю учреждения образования предложения по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;

разрабатывает на своих заседаниях и вносит на рассмотрение директора учреждения образования меры по вопросам борьбы с коррупцией;

информирует руководителя учреждения образования о поступивших в комиссию сведениях о правонарушениях, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушениях;

вносит руководителю учреждения образования предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;

рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;

вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;

вносит руководителю учреждения образования предложения о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

рассматривает предложения членов комиссии о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

осуществляет иные функции, предусмотренные положением о комиссии.

  1. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.

План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте учреждения образования в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 5 дней со дня утверждения.

  1. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
  2. Председатель комиссии:

несет персональную ответственность за деятельность комиссии;

организует работу комиссии;

определяет место и время проведения заседаний комиссии;

утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, при необходимости вносит в них изменения;

дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением;

незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении информации, указанной в абзаце седьмом части первой пункта 10 настоящего Положения.

В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.

  1. Член комиссии вправе:

вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;

выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;

задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;

в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;

осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.

  1. Член комиссии обязан:

принимать участие в подготовке заседаний комиссии, в том числе формировании повестки дня заседания комиссии;

участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;

по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;

не совершать действий, дискредитирующих комиссию;

выполнять решения комиссии (поручения ее председателя);

незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии;

добросовестно и надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.

Член комиссии несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

  1. Секретарь комиссии:

обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;

ведет документацию комиссии;

извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;

обеспечивает подготовку заседаний комиссии;

обеспечивает ознакомление членов комиссии с протоколами заседаний комиссий;

осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.

  1. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.

12-1. Граждане и юридические лица вправе направить в учреждение образования предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии.

Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.

К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией.

  1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.

В заседании комиссии участвуют представители юридических лиц и граждане, в отношении которых председателем комиссии и (или) руководителем учреждения принято решение об их приглашении на это заседание.

В ходе заседания рассматриваются вопросы, связанные:

с установленными нарушениями работниками учреждения образования антикоррупционного законодательства, применением к ним мер ответственности, устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению названных нарушений;

с соблюдением в учреждении образования порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг);

с обоснованностью расходования бюджетных средств в учреждении образования;

с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов.

Помимо вопросов, указанных в части третьей настоящего пункта, на заседании рассматриваются предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и другие вопросы, входящие в компетенцию комиссии.

  1. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов. Решение комиссии, принятое по вопросам повестки дня ее заседания, является обязательным для выполнения работниками учреждения образования. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
  2. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
  3. В протоколе указываются:

место и время проведения заседания комиссии;

наименование и состав комиссии;

сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;

повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;

принятые комиссией решения;

сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.

  1. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.

 

свернуть