Профориентация

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

Онлайн платформа профориентационной поддержки «ПрофиТест»

развернуть

Для проведения углубленной профориентации с учащимися учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» разработана онлайн-платформа профориентационной поддержки «ПрофиТест», целью которой является сопровождение профессионального самоопределения и оказание помощи учащимся УОСО в принятии решения в осознанном выборе профессий.

«ПрофиТест» представляет собой автоматизированную систему профориентационной диагностики, включающую комплекс онлайн-методик, предназначенных для изучения профессиональной направленности учащихся с учетом оценки их профессиональных интересов и склонностей. Возможности «ПрофиТеста» позволяют осуществить комплексную диагностику профессиональной направленности учащихся, выбрать профессию и соответствующий ей уровень образования, наметить будущий профессионально-образовательный маршрут.

https://profitest.ripo.by/public/register

 

свернуть

Профессия журналист

развернуть

Кто такой журналист?

Журналист занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции средств массовой информации.

Где работает журналист?

Журналист может работать в печатных изданиях: газеты, журналы. В онлайн изданиях: интернет-порталы, сайты, блоги. На телевидении, радио. Также журналист может быть фрилансером и писать статьи на заказ удаленно.

Какими качествами должен обладать журналист?

Журналист должен быть активным, общительным, целеустремленным и справедливым.

Что нужно для поступления? Получить аттестат, сдать ЦТ по русскому или белорусскому языку, по истории Беларуси и сдать два внутренних экзамена: творческое сочинение и собеседование.

Куда поступить на журналиста в Беларуси?

Журналистов готовят в БГУ, факультет журналистики. Специальности: аудиовизуальная журналистика, печатные СМИ, веб СМИ, международная журналистика, литературная работа. Квалификация: журналист.

Срок обучения: 4 года на дневном отделении и 5 лет на заочном.

На заочном есть только две специальности: печатные СМИ и аудиовизуальная журналистика (чередуются каждый год).

Гродненский государственный университет им. Я.Купалыпо специальностям «аудиовизуальная журналистика» и «печатные СМИ».

Срок обучения: 4 года.

Могилевский государственный университет им.А.А.Кулешовапо специальности «печатные СМИ».

Срок обучения: 4 года.

свернуть

О YouTube-канале «Твоё профессиональное образование»

развернуть

О YouTube-канале «Твоё профессиональное образование»

В целях популяризации профессионального образования среди учащейся молодежи, информирования о разнообразии профессий и возможностях обучения по различным специальностям, содействия профориентационной работе, У О «Республиканский институт профессионального образования» при содействии проекта ЕС «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» создан YouTube-канал «Твоё профессиональное образование» (далее - YouTube-канал). На YouTube-канале представлены видео-экскурсии в учреждения профессионального образования и предприятия Беларуси, интервью с экспертами, учащимися и конкурсантами Республиканских и международных соревнований WorldSkills. Ссылка на YouTube-канал «Твоё профессиональное образование»:

https://www.youtube.com/channel/UCyoI_3c0BbAyLHMXzG8TaTw 

свернуть

Занятость несовершеннолетних в свободное время

развернуть

Законодательством предусмотрена возможность вовлечения несовершеннолетних в трудовую деятельность посредством организации временной трудовой занятости.

 

Согласно п.1, 2 Положения о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2010 №958 (далее – Положение о временной трудовой занятости) временная трудовая занятость молодежи – трудовая занятость, организуемая для молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время (в т.ч. в период летних каникул).

 

Пунктом 2  Положения о временной трудовой занятости установлено, что временная трудовая занятость молодежи организуется для граждан в возрасте от 14 лет до 31 года в целях приобщения к общественно полезному труду и получения трудовых навыков путем:

 

- трудоустройства на свободные рабочие места (вакансии) нанимателей, в том числе на временные дополнительно созданные места при содействии органов по труду, занятости и социальной защите;

 

- участия в работе студенческих отрядов.

 

Формирование, организация и деятельность студенческих отрядов осуществляются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.04.2012 № 181 "Об организации деятельности студенческих отрядов на территории Республики Беларусь", Положением о временной трудовой занятости и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь (п. 17 Положения).

 

Помимо участия в работе студенческих отрядов на сегодняшний день несовершеннолетние имеют возможность начать свою трудовую деятельность «не выходя» из стен родной школы.

 

Несмотря на то, что организуемая учреждениями образования временная трудовая занятость, как правило, носит краткосрочный характер, нанимателям не следует забывать, что несовершеннолетние работники в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним и имеют целый ряд установленных законодательством особенностей.

 

Согласно ст.272 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы или занятия профессиональным спортом, которые:

 

1) не являются вредными для его здоровья и развития;

 

2) не препятствуют получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

 

Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утверждается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда.

 

Необходимо очередной раз отметить, что трудовой договор с лицом, достигшим четырнадцати лет, может быть заключен только после получения письменного согласия одного из родителей.

 

Одновременно с этим, обязательным условием приема на работу несовершеннолетних является медицинский осмотр. Статьей 275 ТК определено, что все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру, если иное не установлено Трудовым кодексом.

 

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя (ст.18 ТК).

 

Нанимателю необходимо помнить, что в силу ч.4 ст.25 ТК после заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись.

 

Немало важно отметить, что в соответствии с п.79 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О трудовых книжках» от 16.06.2014 №40 при поступлении работника на работу трудовая книжка передается на хранение нанимателю. Нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя, оформляющим прием и увольнение работников, ведется книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. В книге учета регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу к данному нанимателю и выданные работникам, поступающим на работу впервые, а также дубликаты трудовых книжек (вкладыши к ним).

 

Содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.19 ТК). Вместе с тем законодательством установлены определенные ограничения относительно содержания трудового договора, заключаемого с несовершеннолетним работником.

 

В соответствии с п.3 Перечня категорий работников, продолжительность основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.11.2008 №100 продолжительность основного отпуска работника моложе 18 лет составляет 30 календарных дней. Несмотря на непродолжительный период работы несовершеннолетних в рамках временной трудовой занятости, наниматель (учреждение образования) обязан в трудовом договоре закрепить продолжительности основного отпуска на срок 30 календарных дней.

 

Определенные ограничения установлены законодательством в части регулирования рабочего времени и режима труда несовершеннолетних.

 

Согласно п.1, 2 ч.2 ст.115 ТК продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

 

1) для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 4 часа 36 минут, от шестнадцати до восемнадцати лет - семь часов;

 

2) для учащихся, получающих общее среднее, профессионально-техническое образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2 часа 18 минут, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3 часа 30 минут.

 

Одновременно с этим наниматель обязан помнить, что несовершеннолетним не устанавливается предварительное испытание (п.1 ч.5 ст.28 ТК), им запрещена работа по совместительству (ч.2 ст.348 ТК). Также нанимателю не следует забывать о своих обязанностях по обеспечению охраны труда несовершеннолетних работников.

 

И в конце, считает необходимым обратить внимание на то, что прекращение трудовых отношений с несовершеннолетними также имеет ряд особенностей. Расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником производится с соблюдением общего порядка (глава 4 ТК), а также с учетом гарантий, установленных законодательством (в частности ст.282 ТК).

 

Несомненно, приведенные в данной статье нормы законодательства не являются исчерпывающими. Трудовые отношения лиц моложе 18 лет имеют массу особенностей, которые наниматель обязан знать и помнить при приеме на работу несовершеннолетних работников, в том числе в рамках организации временной трудовой занятости.

 

свернуть

Внимание! Справочник абитуриенту: «Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси»

развернуть

 Внимание! С целью совершенствования деятельности в сфере профессиональной ориентации школьников и решения проблем, связанных с поступлением молодежи в учреждения профессионального образования, Республиканский институт профессионального образования разместил справочник абитуриенту: «Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси» на сайте http://ripo.unibel.by/map  

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси

свернуть

Все о профессиях

развернуть

Кто такой мерчандайзер? А имиджмейкер? А кто такой юрист? А ты уверен, что правильно представляешь себе, ЧТО юрист ДЕЛАЕТ, каковы ТРЕБОВАНИЯ к его профессиональной подготовке, каковы ПРОФЕСССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА юриста? Четкое представление о сути профессии важно, во-первых, для осознанного принятия решения о выборе профессий. Чтобы не получилось, что выбирал, ориентируясь на свои фрагментарные знания, а на деле специалист данной профессии делает совсем другое. Во-вторых, знания о новейших, современных профессиях помогут анализировать рынок труда (читать о предлагаемых вакансиях), рынок образования (понимать, чему именно учат в данном ВУЗе, каких специалистов готовят).

Информацию о профессиях, можно узнать на сайте:

 

свернуть

профориентация

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися
развернуть

Цель профориентационной работы в школе: - оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи профориентационной работы: - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся; - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования. Основные направления профессиональной ориентации учащихся: - Профессиональной просвещение; - Профессиональная диагностика; - Профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

  • Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  • Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
  • Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

  • Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • Представления о собственных интересах и возможностях;
  • Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

  • Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • Профессиональное самопознание;

10-11 классы:

  •  Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы профориентационной работы в школе:

  • Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».
  • Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами района и области.

Работа с учащимися:

  • Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
  • Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Расширение знаний в рамках школьных предметов;
  • Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
  • Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.

Работа с родителями:

  • Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
  • Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

 

свернуть
онлайн-платформа профориентационной поддержки «ПрофиТест»
Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь, который доступен по ссылке